Помощь родителей в учебной деятельности первоклассника

 

Семилетний возраст у ребёнка знаменуется возрастным кризисом, который связан с завершением формирования сознания и началом этапа перехода от беззаботной игровой деятельности к деятельности социально-одобряемой – учебной.

как помочь первокласснику

 

Ребёнок осознаёт свой внутренний мир, знакомится с языком чувств, стремится к познанию. Самое важное место в его жизни начинают занимать учёба, школа, оценки, учитель. У него формируется «внутренняя позиция школьника», позволяющая позитивно воспринимать требования взрослых о выполнении домашних заданий, формировании усидчивости на уроках, необходимости внеклассного чтения.

Пройдёт несколько лет, и ситуация изменится – важными станут отношения со сверстниками, интимно-личностные переживания, поиск настоящих друзей. Учёба отойдёт на второй план, поэтому очень важно в первый год школьной жизни заложить тот фундамент, который останется незыблемым на весь период обучения: интерес к познанию, радость от достижения успеха, в который вложен тяжёлый труд, стремление к одобрению взрослых за положительные результаты учебной деятельности.

Невозможно заложить этот фундамент, если родители самоустранятся от школьной жизни ребёнка, не окажут ему поддержки в подготовке домашних заданий с целью формирования дальнейшей самостоятельности. Но опасно не только отдалиться от ребёнка в этот период, продемонстрировать ненужность тех усилий, которые он затрачивает в процессе обучения, но и «задушить» его излишним контролем и опекой, без которой в дальнейшем обойтись будет уже невозможно.

Правильно оказать помощь в учебной деятельности первоклассника, это значит:

  1. Приучать его к соблюдению режима дня. Семилетний возраст – это не только изменения личностного характера. Это период интенсивного роста, обновления зубов, развития координации движений и укрепления мышечной силы. Ребёнок ещё не обладает самоконтролем и не умеет распределять время: после школьных занятий ему необходим отдых на восстановление физических сил. Отличный вариант – сохранение дневного сна. Наиболее подходящее время для выполнения уроков — с 15 до 17 часов.
  2. Организовать рабочее место первоклассника и помогать поддерживать его в порядке при выполнении уроков. Учебники, книги и канцелярские принадлежности должны иметь своё место, быть доступными при выполнении различных заданий.
  3. Регулярно посещать школу и быть в курсе требований учителя, чтобы не дезориентировать ребёнка при выполнении домашней работы.
    Находиться рядом во время домашних занятий, чтобы иметь возможность помочь и проверить работу. Сначала дети не умеют писать в тетради чисто и содержать её в образцовом порядке. В дальнейшем, родительское присутствие будет необходимо не столько для контроля, сколько для уверенности ребёнка в родительской любви и значимости той деятельности, которой он занимается.
  4. Знать расписание уроков и сроки контрольных работ для оказания своевременной помощи. Контрольная работа – важная веха в школьной жизни первоклассника. Невысокая оценка должна стать сигналом для глубокого анализа и поиска путей дополнительной помощи ребёнку.